Услуги клиники / Красота лица и улыбки

В июне 2011 года в городе Челябинске был проведен первый в России международный симпозиум врачей-ортодонтов и ортогнатических хирургов. Ведущим организатором конгресса стали: к.м.н., зав.детским отделением ООО «Стоматологическая поликлиника № 2» г.Челябинск Анастасия Андреевна Тюкова; и д.м.н. Юрий Сергеевич Васильев (Центр пластической и реконструктивной хирургии «Пластес» ; кафедра хирургической стоматологии ЧелГМА). Дорогими гостями и лекторами конференции были врачи-ортодонты и ортогнатические хирурги из Москвы, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Вильнюса и Каунаса.

Вашему вниманию представлена часть доклада Тюковой Анастасии Андреевны, открывшей первый в России международный симпозиум докладом «Эстетика лица. Что есть идеал?»

... Кто знает формулу красоты человеческого лица: философы, художники, стилисты, дизайнеры — для них красота понятие отнюдь не абстрактное, она «осязаемая». При разговоре с ними вы легко почувствуете, насколько точно они распознают понятную только им меру красоты. Они способны «чувствовать» ее. Но как? Как они знают, какое лицо красиво, а какое нет?

В отношении эстетики врачи-ортодонты принимают решения на основании цефало-метрических параметров (расчет рентгенологических снимков и моделей), эстетические нормы которых были получены много десятилетий назад. Основная концепция заключается в том, что существует прямая связь между правильными окклюзионными взаимоотношениями (прикус и положение зубов) и оптимальной эстетикой лица. При достижении физиологического положения зубов, зубных рядов и прикуса, а также при восстановлении функций зубочелюстной системы улучшается лицевая гармония.

И все-таки существует ли формула красоты? Объективная формула?

... скольким специалистам придется потрудится, чтобы добиться этого результата, а главный на мой взгляд вопрос для осмысления — зачем? Почему мы стремимся к идеалу? Зачем мы, наши пациенты настолько придирчивы к эстетике? К идеальной эстетике? Часто, при завершении ортодонтического лечения мы сталкиваемся с неудовлетворенностью, неоправданными надеждами пациента на получение идеального результата, хотя на наш взгляд разница, достигнутая при исправлении аномалии очевидна, и результат безусловно положительный. С чем это связано?

«...красота — это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, во всякой вещи, всяком организме. А восприятие красоты нельзя никак иначе себе представить, как инстинктивное. Если мы стремимся к идеальной красоте, то мы будем похожи на эти компьютерные идеальные лица, полученные немецкими учеными психологами в поисках идеала.

В научной работе под названием Beautycheck ученые сфотографировали 96 добровольцев после чего более 500 респондентов из самых разных слоев населения, представляющие разные возрастные категории, должны были при помощи созданной учеными компьютерной программы оценивать привлекательность сфотографированных лиц. Посмотрите на эти лица.

Большинству из вас они понравятся. И неудивительно. Портреты созданы на компьютере немецкими психологами Кристофом Брауном, Мартином Грюндлем, Клаусом Марбергером и Кристофом Шербером по разработанной ими схеме идеальных пропорций и примет лиц, нравящихся наибольшему числу людей. Эксперимент проводился в 7 этапов. Каждый раз к уже существующим реальным лицам ученые добавляли портреты, полученные при помощи компьютерной программы сращивания, или морфинга. При этом друг с другом соединялись наиболее эффектные лица, а также между собой «сращивались» самые отталкивающие лица. Портреты совмещались при помощи 500 точек соприкосновения (всего за время эксперимента психологам пришлось совместить друг с другом 75 000 точек). Благодаря такому количеству точек сращивания вновь созданные лица не уступали по своей «реалистичности» живым прототипам. Соединяя портреты друг с другом, психологи меняли их пропорции и внешний покров (вид кожи). В частности, изображения женщин были изменены по так называемой детской схеме. При этом взрослым женщинам при помощи морфинга добавлялись детские черты: увеличивалась голова, большая часть лица отводилась выпуклому лбу, остальные черты смещались несколько вниз, нос уменьшался и укорачивался, щеки округлялись, глаза тоже делались большими и круглыми. Выяснилось, что детские пропорции (кожа взрослых не менялась) прибавляют женщинам привлекательности. Привлекательность сочетания детскости и зрелости в женщине имеет биологическое обоснование. В своей научной работе Браун, Грюндль, Марбергер и Шербер приводят следующий факт: мужчины на подсознательном уровне предпочитают юных девушек, так как они более способны к деторождению, дольше остаются в детородном возрасте, соответственно, могут родить больше детей, которым мужчина передаст дальше свои гены. При этом зрелые черты сигнализируют мужчине о том, что женщина уже не ребенок и может стать матерью. По окончании эксперимента ученым удалось выяснить основной набор черт, которыми должно обладать красивое лицо.

У женщин это: смуглая или загорелая гладкая кожа, узкая форма лица, полные, ухоженные губы, широко расставленные глаза, тонкие веки, густые, длинные и темные ресницы, темные и тонкие брови, высокие скулы, небольшой, узкий нос.

Для красивых мужчин, что интересно, характерен тот же набор плюс волевой подбородок и заметная нижняя челюсть. Между тем стоит отметить, что совокупность черт на этих фотографиях в живом человеке невозможна. Так, женщина обладает идеально ровной, лишенной изъянов и морщинок кожей. Такой покров можно создать лишь на компьютере. Именно эту «искусственную кожу» участники эксперимента признали наиболее эффектной. Кроме того, в лице победительницы, зрелого человека, присутствуют черты 14-летней девочки, что тоже нереально. Белки глаз неестественно белые, откорректированные при помощи программы ресницы слишком черные и пушистые, идеальные брови, неестественно шелковая и гладкая поверхность губ. В общем, эта женщина — абсолютно не натуральный продукт. Живой красоте соревноваться с таким компьютерным совершенством практически невозможно. Из шестнадцати победителей конкурса красоты, устроенного учеными, лишь трое оказались простыми смертными. В шестерку лидеров при этом живые люди не попали.

Вывод: большинство из нас подходят к оценке внешности ближних и самих себя с абсолютно нереальной меркой. Виноваты в этом, в частности, СМИ. «На улице идеальных людей, подобных нашим компьютерным картинкам, не встретишь, а вот с обложек журналов и рекламных плакатов на нас смотрят безупречные лица». И мы сравниваем живых людей с отретушированными телекрасавицами и красавцами, с прошедшими через фотошоп моделями, со снятыми через фильтр и идеально освещенными героями видеоклипов — с техническими продуктами, которые ежедневно и ежеминутно тычут нам в лицо телеканалы, интернет-сайты, пресса. При этом даже супермодель проиграет в сравнении с собственным же растиражированным и «отшлифованным» в компьютере изображением.

В общем, современный человек с его идеалом красоты рискует обрести комплекс Пигмалиона, пасть жертвой стремления к недостижимому совершенству.


Внимание! Вы можете записаться на консультацию совершенно бесплатно! Количество мест ограничено.

Записаться!
Каждый календарный месяц, мы дарим:
Ортодонтическая клиника